Дизайн Статьи

5 июня, 2023

Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения

Историк искусства Мария Савостьянова рассказывает об объектах, которые можно пощупать и понюхать.

Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения

Узнай, как получить
5 онлайн-курсов бесплатно

Подробнее

Мария Савостьянова о мультисенсорном дизайне и эволюции восприятия

Мария Савостьянова — историк искусства и дизайн-критик. С 2001 по 2018 год она была заместителем главного редактора журнала «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН», а с 2018 года стала заместителем издателя журнала «Russian Art Focus». Мария написала более 450 статей о потребительском и коллекционном дизайне. Также она старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов и в течение пятнадцати лет занимается обзором крупнейших выставок дизайна и современного искусства.

Мультисенсорный дизайн и эволюция восприятия

Современные дизайнеры заботятся об экологии и стараются использовать устойчивые материалы, то есть стремятся удовлетворить текущие потребности человека при сохранении окружающей среды и ресурсов. Что они предлагают? Какая концепция — биоморфная или биотехническая — перспективнее? Какие опасности культа природных материалов, и кто открывает неожиданные возможности рециклинга — переработки отходов? Мария Савостьянова, историк искусства и дизайн-критик, рассказывает о работах Фрэнка Гери, Уэнделла Касла, Пита Хейна Эка и Стюарта Хейгарта.

Долгое время ведется дискуссия о том, что мы смотрим слишком много, в результате чего наше восприятие ухудшается, и мы становимся все более поверхностными и глупыми. Постепенно визуальное восприятие уступает место мультисенсорному, и в будущем мы сможем не только смотреть, но и активнее вовлекаться с помощью осязания, слуха и обоняния.

Эти изменения уже близки. Как обычно, современное искусство первым проявляет изменение восприятия. Многие произведения, где фактура становится художественным элементом, обращаются к нашим чувствам, даже если рядом висит рядом с ними висит табличка, которая запрещает трогать экспонаты.

Как современные технологии делают музейные экспозиции более доступными

Музеи всегда стремились сделать свои экспозиции доступными для всех посетителей, включая людей с особыми потребностями. Современные технологии помогают сделать посещение музеев доступнее и инклюзивнее.

Музеи для слепых и слабовидящих людей

Музеи для слепых и слабовидящих людей помогают им наслаждаться культурным наследием и искусством. Они стремятся создать инклюзивную среду, в которой посетители с ограниченными возможностями зрения могут полноценно наслаждаться искусством. Специальные программы и экспозиции, такие как тактильные модели, аудиогиды и рельефные элементы, позволяют слепым и слабовидящим людям исследовать и взаимодействовать с искусством через осязание и звук, обогащая их опыт и расширяя их культурные горизонты. Вот несколько примеров инклюзивных экспозиций, которые предлагаются для этой аудитории:

  • Тактильное и гаптическое восприятие. Музеи разрабатывают специальные тактильные и гаптические материалы, которые позволяют посетителям с ограниченным зрением ощущать текстуры и формы произведений искусства. Это позволяет им создать более полное представление о произведении и углубить свою эмоциональную связь с ним.
  • Материалы. Некоторые музеи предоставляют посетителям доступ к материалам, которые точно воссоздают оригинальные произведения искусства. Это тактильные копии скульптур или репродукции картин, выполненные с использованием тактильных элементов и 3D-печати.
  • Запахи. Внесение ароматов в музейные экспозиции позволяет создать более полное и многоплановое восприятие произведений искусства. Запахи могут помочь посетителям вспомнить прошлые впечатления и ассоциации, добавляя новый уровень погружения в искусство.
  • Сенсорный ответ. Некоторые музеи предлагают интерактивные элементы, которые реагируют на прикосновение или движение посетителей. Это может быть звуковое сопровождение, изменение освещения или движение объектов, которые позволяют посетителям взаимодействовать с произведениями искусства и получать уникальные сенсорные впечатления.
  • Вес. Некоторые музеи предлагают возможность посетителям ощутить вес и масштаб больших произведений искусства. Специально разработанные модели и реплики позволяют посетителям перенести свою воображаемую силу и представить себя на месте скульптора или художника. Это помогает создать более глубокое понимание и аппрециацию произведений искусства.

Музеи для людей с аутизмом

Музеи стараются сделать свои экспозиции доступными и удобными для людей с аутизмом. Они используют различные методы и технологии, чтобы создать комфортное пространство для таких людей. Например:

  • Сенсорные стимуляторы. В музеях для людей с аутизмом есть специальные сенсорные стимуляторы: виброплиты, массажные коврики и предметы с различными текстурами. Эти инструменты помогают создать комфортное и успокаивающее воздействие на посетителей, а также помогают им сосредоточиться на произведениях искусства.
  • Зоны отдыха. Музеи предоставляют специальные зоны отдыха, где посетители с аутизмом могут отдохнуть, снять перегрузку сенсорной информации и восстановить свою энергию. В этих зонах обычно удобная мебель, звуконепроницаемые стены и другие элементы, которые помогают посетителям расслабиться и отдохнуть.
  • Виртуальные туры и аудиогиды. Возможность пройти виртуальный тур по музею или использовать аудиогид позволяет посетителям с аутизмом исследовать экспозиции в своем темпе и избегать сенсорной перегрузки. Такие технологии также дают дополнительную информацию о произведениях искусства, что помогает лучше понять и аппрецировать выставку.
  • Предварительная подготовка и предпросмотр. Многие музеи предоставляют возможность предварительно ознакомиться с экспозицией и получить информацию о предстоящем посещении. Это могут быть виртуальные просмотры, видеоинструкции, фотографии и даже встречи с кураторами. Такие подготовительные мероприятия позволяют людям с аутизмом снизить тревожность перед посещением музея и иметь представление, что там будет.

Современные технологии помогают людям с особыми потребностями посещать музеи и наслаждаться ими. Это делает музейный опыт более интересным и разнообразным для всех посетителей.

Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения
Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения
Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения
Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения

Открытие потенциала тактильных ощущений в современном искусстве и дизайне

Давно уже есть работы художников, которые можно трогать и изучать тактильно. Ободранная краска на полотнах Ансельма Кифера или сплетенные из множества текстильных элементов объекты Розмари Трокель, инсталляции Жуаны Вашконселуш или бумажные работы корейского художника Кван Йонг Чана. Японский художник Нисимура Ёхэй идет еще дальше, предлагая обнимать свои скульптуры и нюхать еле уловимые ароматы, которые источают некоторые из них.

Теоретики различают «тактильное» (что действительно можно осязать) и «гаптическое» восприятие, где сам глаз выступает в роли органа осязания. Один из признанных теоретиков гаптического восприятия — исследователь новых медиа Лора Маркс. Она предложила термин «осязательная эстетика» и разработала систему критериев для оценки мультисенсорных произведений. Она также привела в пример видео-работу Моны Хатум под названием «Меры расстояния» (1988) как пример гаптической оптики.

Прикосновение к влажным, острым, шершавым или скользким предметам может вызывать тревогу, в то время как приятные ощущения от прикосновений поднимают настроение. Веб-дизайнеры изучают эти эффекты и интегрируют их в интерфейсы: изображения интерфейсов могут создать ощущение шершавости, мягкости, пузырчатости или жжения.

В своей книге «Дизайн как отношение» дизайн-критик Элис Росторн отмечает эту общую тенденцию к мультисенсорности. Что ее удивило? Например, отсутствие развитой терминологии, позволяющей описывать тактильные ощущения. В эссе, опубликованном в журнале «The New Yorker» в 2016 году, писатель и публицист Адам Гопник указал на то, что на каждые 50 научных работ, посвященных зрительному восприятию, за последние полвека была только одна работа, посвященная осязанию.

Однако ситуация меняется. Невролог Дэвид Линден утверждает, что только в 2010-х годах было написано больше статей о молекулярной и клеточной основе осязания, чем весь XX век.

Тактильные материалы: от конопли до водорослей

В современных интерьерах используют тактильные материалы, которые приятны на ощупь и имеют необычные текстуры. Это могут быть биоматериалы, такие как конопля, бамбук, пробковое дерево, папье-маше, рафия, мицелий, водоросли и тростник, а также традиционные материалы, например, бумага и дерево. Некоторые из них также имеют своеобразный запах. Например, панели из сушеных водорослей могут пахнуть йодом, а мицелий — свежим лесом.

Во время экстремальной летней жары в Берлине дизайнерская студия Golem создала ожерелье OoOoooOooooOh la l’ice. Оно состоит из семи ледяных кубиков на цепочке из бусин: лед тает на теплой шее в течение получаса.

Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения

Еще один пример — кресло «Гортензия» (Hortensia), которое создает ощущение, будто вы сидите в центре пышного цветка. Андрес Райзингер впервые представил цифровую визуализацию «Гортензии» в июле 2018 года, после чего оно стало вирусной сенсацией и частью первой волны дизайна NFT.

Райзингер в течение полугода искал партнера, который помог бы превратить цифровой дизайн в физический объект, и он нашел такого партнера в лице текстильного дизайнера Джулии Эске. Вместе они выпустили ограниченную серию кресел.

Позже компания Moooi разработала способ превратить «Гортензию» в промышленный товар, создав предмет XXI века, который переносит цифровой мир в реальность. Каждое кресло оснащено металлическим каркасом и легким полиэстеровым верхом, разрезанным лазером на длинные рельефные полосы. Эти полосы, состоящие из 40 лепестков каждая, компонуются в группы. В общей сложности каждая модель имеет около 30 тысяч лепестков общей длиной около полкилометра.

Нос к носу с ароматами: ольфакторная эстетика в музее

Набирает популярность ольфаторная эстетика. Проект Evanescence, созданный студенткой-дизайнером Шарлин Ронзон-Жарико, предлагает устройство для сохранения важных запахов. Прототип этого проекта представляет собой изящную стеклянную колбу, перевернутую и подвешенную над гипсовой галькой. Путем отламывания кончика колбы в желаемый момент запах жидкости падает и впитывается галькой. Запах можно носить с собой в коробочке и использовать для вызова воспоминаний при каждом его нюхании.

Три года назад в Музее дизайна и декоративного искусства в Лозанне (MUDAC) была проведена значимая выставка «Нос к носу — современные парфюмеры». Это вызвало проблему: как представить запах в музейном контексте, где визуальные элементы играют главную роль? Как экспонировать ароматы, не влияя на восприятие посетителя и сохраняя духи в центре внимания?

Для поиска решения они обратились к Саре ван Гамерен и Тиму Симпсону из лондонской студии Glithero. В результате было создано шесть инсталляций, которые приглашают посетителей на поэтическое и чувственное путешествие в мир ароматов. Эти работы Glithero являются частью их специфических ольфакторных проектов в области современного дизайна.

Вес — важная характеристика, на которую часто не обращают внимание. Однако с появлением «тяжелых одеял» с терапевтическим эффектом, помогающих заснуть при бессоннице, восприятие веса бытовых предметов и одежды снова стало значимым.

Особенно в авангарде оказались женские сумки. Дизайнер Джулия Кёрнер из Австрии создала клатч Kelp Mini Clutch для своего бренда JK3D. Эти сумочки изготавливаются на 3D-принтере из биопластика, а их форма и плетение волокон имитируют водоросли, найденные вдоль береговой линии Малибу в Калифорнии. Благодаря биомимикрии сумка стала функциональной: кошельки и таблетницы больше не выпадают, а легкий вес сумки стал важной ее характеристикой.

Автор Элис Росторн, которую упоминали выше, пресказывает, что в будущем все больше людей захотят дизайн, который можно не только увидеть, но и потрогать. Это станет возможным благодаря новым технологиям, которые позволят программам дополненной реальности создавать ощущение прикосновения. Таким образом, качество дизайна будет оцениваться не только по внешнему виду, но и по ощущениям, которые он вызывает, например, по запаху.

Будущее сенсорного дизайна

Ученые из лаборатории реконфигурируемой робототехники (RRL) при швейцарском институте EPFL разработали мягкую искусственную кожу, состоящую из силикона и электродов. Она обеспечивает тактильную обратную связь и помогает пользователям виртуальной реальности чувствовать все, что происходит вокруг них, включая температуру, влажность и различные поверхности. Кожа крепится на запястье, подобно перчатке, и разработана таким образом, чтобы мгновенно реагировать на самые маленькие движения руки пользователя.

Вероятно, в будущем нас ждут множество подобных экспериментов, один из которых может быть запущен в серийное производство.

Получить консультацию

Отправляя заявку, вы принимаете условия публичного договора и даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

    Отправляя заявку, вы принимаете условия публичного договора и даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

    Грандиозная скидка 70%
    на курсы GeekBrains

    программы по мировым стандартам

    Последние статьи:

    3

    7 минут

    13 июня, 2024

    Что такое цифровая грамотность и зачем она нужна?

    Цель этой статьи — предоставить читателям всестороннее понимание цифровой грамотности и ее значимости в современном обществе, а также предложить практические советы по улучшению этих навыков.

    5

    6 минут

    11 июня, 2024

    Бенчмаркинг: что это такое и где его применяют?

    Что такое бенчмаркинг? Как работает бенчмаркинг и зачем он нужен? Узнайте все о бенчмаркинге в нашей статье.

    15

    6 минут

    9 июня, 2024

    Что такое CRM-маркетинг и как он работает?

    В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое CRM-маркетинг, как он работает и какие преимущества он приносит компаниям.

    Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial